Режиссерская экспликация 5-6 серии

5 СЕРИЯ.

1. Урок.

Сцена зубрежки наивна и нелепа, поскольку делает Грозного начетчиком, который живет чужим умом, а не своей, выстраданной в муках правдой. Иван ничего не заучивал, речь свою сочинял на ходу, как бы в неистовстве, в состоянии блаженства. Грешил в аффекте, а затем каялся до самозабвения. Это обстоятельство позволило Александру Дворкину причислить Ивана IV к особому религиозному типу.

2. Кто лидер, а кто ведомый?

Всю линию взаимоотношений Грозного с Макарием переделать. Не митрополит, а юный государь должен требовать царского венца, выдвигая аргументы в пользу «византийского наследства». Не нужно показывать Грозного инфантильным политиком, готовым прислуживать и нашим, и вашим. В действительности, как показывают историки, решение Ивана венчаться на царство вызвало бурю негодований в среде бояр, понимавших, чем обернется для них возвышение московского царя.

Макарий должен протестовать против абсолютистских замашек Ивана, а не подталкивать Грозного к узурпации власти. Макарий должен грозить Ивану боярской смутой, на что государь будет приводить аргументы в пользу единовластия. Здесь уместно, чтобы в его защитной речи прозвучали имена Александра Македонского и Юлия Цезаря, которых Грозный хорошо знал и боготворил. Иван - напорист, агрессивен, он инициатор самодержавия. Макарий - миротворец, пытающийся оградить государя от последствий непродуманных решений.

3. Фильм или радиотеатр?

Сцену охоты и сцену игры в городки - убрать. Обе вялые, скучные и литературные. В первой - Иван мелок, глуп и труслив, что не отвечает интересам персонажа. Во второй - слишком много сантиментов. Предлагаю вместо игры в городки сделать урок истории. На гигантской карте Древней Европы стоят фигурки, изображающие римских гоплитов и варваров Ганнибала. Иван рассказывает Воронцову стратегию Сципиона Африканского в его сражении против карфагенского царя. В конце беседы государь приводит пример из русской истории, где его предки, великие князья киевские, владели гораздо более обширными землями, чем он сам. - Смотри Воронцов: здесь - ливонцы, там - шведы, тут - поляки…сидят на моих вотчинных землях, как куры на насесте… А что нужно, Воронцов, чтобы кур тех с насеста согнать? - Вот ты мне и скажи, государь, а я послушаю… - Лис нужен, Воронцов, вот с такими глазами, вот с такими клыками…- Лис, говоришь? У ж не сам ли ты, государь, этим лисом стать решил? - А коли и так? Чем я хуже Африканца? Никто не мог одолеть Ганнибала, а Сципион смог…Вот и я, Воронцов, коли стану, как Сципион, - всех кур иноземных передушу, как тот лис…Во время сцены Иван ползает по карте, валит иноземных пехотинцев, а на их место ставит фигурки русских всадников. Далее предлагаю цепь динамичных эпизодов:

а) удаль.

Иван со сверстниками шалят в слободе. Вот они скачут на резвых лошадках к базарной площади, топчут копытами людишек, нагайками секут зазевавшихся…Ропот в толпе: одни жалеют государя-отрока, мол растет без мамки, сирота сиротой…другие, напротив, видят в Иване Антихриста. Заметив у прилавка с печатными пряниками звонкую девицу, Иван скачет к ней, заставляя лошадь перепрыгивать через лотки. Девка в бега, Иван, спрыгнув с коня, нагоняет ее и целует. На выручку к девице поспевает молодой работник, он крепко отделывает государя, пока дружки последнего ни скручивают наглеца.

Пусть эта сцена станет первым знакомством юного государя с его первой женой Анастасией Захарьиной. Вероятность такой встречи очень велика, поскольку Захарьины жили в Китай-городе, служили при великокняжеском дворе и постоянно присутствовали на праздниках в кремлевских соборах. В фильме об Иване Грозном не обойтись без лирической линии, в которой проявится интимная сторона личности государя, его способность к любви и привязанности.

б) Ревность.

Иван сидит в лохани с горячей водой. Все его тело в синяках и ссадинах. Макарий с послушниками ставят примочки государю. Попутно митрополит воспитывает драчуна, толкует ему о книгах…Но Иван готов следовать лишь советам Макиавелли, «Государя» которого перевел для него царский писарь. Макарий призывает Грозного к покаянию, ставя ему в пример первых христиан, которых бросали на растерзание к диким зверям, но Господь «дланью своею» уберегал всех святых мучеников от позора. - Уберегал ли? - усомнится подросток. - Вот, послушай… И Макарий прочтет Ивану житие св.Игнатия. В нем говорится о христианском юноше, которого римские солдаты бросили в клетку со львом, но тот, вместо того, чтобы растерзать святого, улегся у его ног, «аки агнец».

в) Испытание веры.

По приказу Ивана на базарной площади сколачивают амфитеатр на подобии римского, правда сооружение это скорее походит на загон для скота с двумя-тремя рядами для зрителей. Толпа быстро занимает места, чтобы поглазеть на царскую забаву: борьбу холопа с медведем. Холопом этим окажется тот самый работник, который, спасая честь девки, намял бока Великому князю. Бой длится не долго…. Парню удается одолеть медведя, несмотря на раны и кровопотерю. Публика ликует. Парень в упор будет смотреть на Ивана, желая тем самым подчеркнуть свое превосходство над ним. Иван не выдержит этого взгляда, убежит, в отчаянии взберется на колокольню: - Господи…Почему? Почему ты спас холопа, и опозорил меня? Потомка кесаря Августа? Чем холоп лучше государя богоизбаранного? Чем?

Иван станет звонить в колокола, точно ратник, вызывающий на поединок противника. Затем запрется в палате, бросится со слезами в объятия к Макарию. Митрополит по-отечески обнимет подростка, растолкует ему смысл божественной милости. Бог на стороне кротких, а не алчных, смиренных, а не дерзких сердцем. Вот почему Господь стал на сторону холопа, и не государя-богоборца.

4. Арест Воронцова.

Сцену ареста Воронцова убрать. Иван в ней жалок. Сцена лишена драматизма, она комична. Вместо нее дать эпизод в немецкой слободе. Пусть послы расскажут друг другу о судах над Воронцовым и Андреем Шуйским. Из разговора должно выясниться, что государством правят властолюбивые бояре, и что Ивану IV предоставлена полная свобода только в том, где и с кем устраивать царские забавы. -А где сейчас московит? - спросит литовский посол. - Очевидно, на охоте травит мужиками медведя…- с улыбкой ответит поляк.

5. Царская забава.

Говоря о Грозном, следует избегать той сексуальной распущенности, в которой пытается уличить юного царя Александр Лапшин. Сцена, которую я предлагаю, представляет чувственный мир Грозного в ином свете: без пошлых картинок, гнусных подробностей и прочих вольностей, к которыми так часто прибегает сценарист.

Царь со сверстниками наряжаются мертвецами, чтобы девки, одетые по такому случаю во все вдовье, целовали в уста мнимых покойников ко всеобщей радости царя и его свиты. Сверстника Ивана наряжают в саван, кладут в гроб и проносят по слободе. Ставят гроб у крыльца одного из домов. Причитают над «усопшим», но вместо молитв за упокой его души, бранят его по чем зря.

Девки, живущие в доме, по очереди подходят к «новопреставленному» и целуют его в уста. Процессия с громким смехом продолжает свой путь к следующему дому. Из ворот на встречу к потешным похоронам, крестясь, выходят перепуганные девки, которых уже посвятили в суть церемонии. Среди прочих Иван узнает девицу, за которую, вступив с в схватку государем, заступился молодой посадник. Судьба его нам уже известна: государь, острастки ради, бросил смельчака к медведю. Но парень убил зверя, что привело в бешенство Ивана, усомнившегося в своем божественном покровительстве. Это вторая по счету встреча молодого Грозного со своей будущей супругой Анастасией Захарьиной.

Иван выталкивает из гроба дружка, чтобы самому «почить в Бозе», на радость товарищей и к ужасу «вдовствующих» девиц. Его целуют в уста. Наконец, подходит очередь Анастасии. - Как звать? - спросит Иван, приоткрыв один глаз. - Анастасией нарекли,- смутившись, ответит девушка. - Целовалась, поди? - Как можно, государь!? Не целованные мы…- А что так? - Господь не велит…- А меня поцелуешь? - Грех-то какой…Отец убьет, коли узнает…- Вот дуреха! Зачем же отцу про такое сказывать?! Ну, целуй, коли люб тебе государь… Ново-пристаааа-вленный…в бози почи-и-и-вший…- протянет Иван, точно пономарь…Дружки засмеются… - Не стану я целоваться, государь-батюшка, - заплачет девица и упадет на колени…- Казни, если хочешь, собаками затрави, но не мучай меня…Христом Богом прошу… - и уткнется лицом в снег, сотрясаясь от рыданий. Хохот резко оборвется. Все будут ждать от Ивана приказа: то ли продолжить путь, то ли схватить строптивую девку и силой выбить у нее почтение у «усопшему». Иван сойдет с гроба, сорвет с себя саван и медленно пойдет сквозь расступающуюся толпу, затем побежит из последних сил в сторону Кремля.

6. Смерть Андрея Шуйского.

Далее, согласно сценарию, следует сцена с Иваном, девицами и Андреем Шуйским. Того, по приказу бояр, и с молчаливого согласия Грозного, затравят собаками.

Сцена встречи Ивана с братьями убитого не нужна. Событие совершилось. Не зачем драматургии топтаться на месте. Финальная сцена у трупа Шуйского лишняя.

Вместо этих сцен следует, на мой взгляд, показать реакцию на смерть боярина в немецкой слободе. Пусть послы английские, шведские, польские и ливонские подведут итог дворцовых интриг.

7. Кириллов монастырь. Покаяние.

Осознав свою вину за гибели Шуйского, Иван с малой свитой отправится ночью на молебен в Кириллов монастырь. Но царский поезд прибудет в обитель к концу трапезы, когда все припасы будут уже снесены в погреб. Монастырский подкеларник откажет в угощении знатным москвичам, сказав: «Государя боюсь, а Бога надобе больше того боятися». Кто-то из царской свиты захочет проучить наглеца, но юный царь остановит его и, к удивлению тех, кто пришел в столь поздний час в трапезную, упадет на колени перед иконами.

6 СЕРИЯ.

1. Арест Шуйского-Скопина.

2. Арест казначея Головина.

3. Дебош в лесу.
Дележ девки с товарищем, с последующим его убийством - убрать. Скрынников, как и другие историки, сомневаются в том, что Иван, будучи подростком, убивал своих сверстников. Расправы от его имени вершили Глинские: Михаил и его мать княгиня Анна. Сцена в лесу безобразна, как по замыслу, так и по воплощению. Лапшин лишь делает посмешище из Грозного, когда желает его разоблачить. В трактовке сценариста Иван - выродок, моральный урод, что, во-первых, противоречит фактам, а, во-вторых, губительно для исторического жанра. Личность Грозного, увы, намного сложнее той схемы, которую, с упорством неофита, навязывает нам автор.

Пьянство Ивана с белой горячкой и чертями - следует выкинуть, как полную несуразицу.

4. Наказание Бутурлина.
Сцену, где Бутурлину укорачивают язык, увеличить за счет: двух-трех линий в толпе, комментирующих происходящее.

После этой казни вставить эпизод, где митрополит созовет эпископов, чтобы обсудить происшедшее. Иван, по его словам, возложил на руководство Думы опалу, за то, что бояре выразили ему несогласие с унижением Бутурлина. На вопрос: «как унять гнев богоизбранного отрока?» - Макарий ответит: - Женить его, и не медля!

5. Челобитная царю.
Сцену с новгородцами, прервавшими отдых царя, чтобы подать ему жалобу на воеводу - расширить.

Сцена, где дьяк обвиняет в измене Ивана Кубенского и Федора Воронцова, якобы подстрекавших к бунту пищальников - надуманна. Никакого заговора против государя не было. Ивана взбесил норов новгородцев, их настойчивость с ябедой, а вовсе не их крамола. Гнев же государя на указанных лиц был вызван, скорее, желанием Кубенского урезонить племянника, а вовсе не изменой дяди. (Это подтверждает и Скрынников в своей книге об Иване Грозном). Думаю, следует расширить финал сцены с новгородцами.

К Ивану, упавшему лицом в грязь в момент перестрелки, подходит Кубенский с боярами Федором и Иваном Воронцовыми. Они осуждают государя за неумелое обращение с народом. Ведь, чтобы не допустить кровопролития, достаточно было простого обещания, чтобы спровадить жалобщиков с дороги. Грозный приходит в ярость: во-первых, его уличили в трусости - бояре обнаружили Ивана, прячущимся в овраге, когда другие решили, что Великий князь отправился пешком в Коломну; во-вторых, Грозному указали на его неспособность руководить. Этих обстоятельств вполне достаточно, чтобы казнить свидетелей. Подобное бессердечие, а вовсе не мнимая измена - стала причиной казни этих троих. В этом весь Грозный. В этом вся логика его характера.

Весь следующих эпизод необходимо переделать. Дьяк должен доложить Грозному, что пищальники под пытками не признали своей вины…Очевидно, скажет он, они с дуру решили преградить путь Великому князю, вовсе не желая убить его или покалечить.

Иван же приводит иные аргументы. - Их подучили…- Кто? - Иван Кубенский, Федор Воронцов и Иван Воронцов… - Зачем, государь? - Чтобы убить меня!

(Иван должен стать инициатором расправы, а не марионеткой, каковым изображает его Лапшин. Этот поворот сюжета согласуется с припиской, которую Грозный, спустя несколько лет, самолично сделает на полях летописи. Там он обвинит во всем бояр, якобы, готовивших мятеж против государя с помощью нанятых ими новгородцев).

6. Казнь изменников.
Сцену казни следует переделать. Иван вовсе не самодур, цинично наслаждающийся экзекуцией. Пусть юноша переоденется в нищенский наряд - рядиться, как мы уже выяснили, он умел и любил - и в таком виде, неузнанным, проберется в толпу зевак, чтобы услышать то, что они думают о казни. И что же он узнает? Завсегдатаи кабаков - в восторге, казнь, какое ни есть, но развлечение; монахи же - напротив, осуждают юного царя, который, на их взгляд - сердцем черств, умом слаб, да и в Бога Единого, кажись, отродясь не веровал; иноземцы - довольны (разговаривают: то по-немецки, то по-английски), одни сравнивают Ивана с Калигулой, считая, что нестабильность в Московии только на руку Ливонии и Польскому королю. Чем больше голов срубит Иван - тем слабее станет его держава. Другие же - пророчат государю скорую гибель. Еще немного, говорят они, и Московию уничтожат с Юга - орды крымских татар, а с Севера - рыцари Ливонского Ордена.

Последняя голова должна отлететь с плахи и подкатиться прямо к ногам Ивана. Людишки отшатнутся, увидев бледного, как полотно, нищего.

Сразу же после казни, и всего того, что Иван услышал от иноземцев, он решится возложить на себя венец царства. Разумеется то, что предлагает Лапшин, показывая Грозного слабым политиком, ставшим царем по принуждению Патриарха и Глинских - полная чушь.

Зритель должен понять, что, хотя концепция «Москва-третий Рим» и оформилась окончательно только после падения Восточной Римской империи, и захвата в 1453 году Константинополя турками-османами, главным вдохновителем этой концепции был Иван Грозный. Московский князь был инициаторам реформ. Это Иван должен торопить Макария и Глинских с женитьбой, а не наоборот. Это Иван потребует венчать себя на царство, а не опекуны подтолкнут его к этому решению. И Макарий и боярская Дума должны противиться навязчивой, как они считали, идеи самодержавия. Здесь я полностью солидарен с Эйзенштейном, который сделал акцент на осознанном и глубоко продуманном решении Ивана венчаться на царство. Его политическая программа: выход к морю через Ливонию требовала решительных мер и, прежде всего - устранения боярского многовластия.

7. Венчание на царство.
На базарной площади глашатай объявляет о решении Ивана венчаться на царство. Эту новость одной из первых узнает Анастасия Захарьина.

8. Келья.
Иван делится сомнениями с монахом.

9. Церемония в Успенском соборе.
Сцену венчания на царство следует расширить и приблизить к эпизоду, который сделал Эйзенштейн в своем фильме: показать сцену глазами бояр, духовенства, иностранных послов. Это ключевой эпизод всей серии.

10. Смотрины и свадьба.
Среди тысячи девушек, пришедших на смотрины к государю, Иван замечает Анастасию Захарьину. Девушка опускает глаза, чтобы не выдать окружающим своего знакомства с царем Всея Руси. Он заговаривает с ней, упоминая в третьем лице обстоятельства их первой и второй встречи. В финале этой сцены юный царь дает понять сватам, что выбрал Анастасию.

Венчание в Успенском соборе необходимо максимально приблизить к чину венчания в православной церкви. Сцена в постели, которой заканчивает серию Лапшин, не нужна. Финал серии должен быть торжественным и праздничным.

Юрий КУЗИН

«ИВАН ГРОЗНЫЙ - БАСТАРД НА ТРОНЕ» Режиссерская экспликация 16-серийного художественного фильма по сценарию Александра Лапшина «Иван Грозный»


Серии 1-2

Серии 3-4

livejournal

"Столыпин" итоги

На главную



Hosted by uCoz