Режиссерская экспликация 3-4 серии

3 СЕРИЯ.

1. Смерть Василия III.

2. Немецкая слобода.

Необходимо показать, как на смерть Василия III реагируют иноземные дипломаты. Они должны решить, с кем вести дела: с регентшей Глинской, семибоярщиной или с оппозицией в лице Старицких. Австрийский посол Герберштейн, бывший давним приятелем князя Михаила, дяди матери Грозного, предсказывает скорый взлет Ивана Овчины-Телепнева-Оболенского, который, будучи фаворитом Елены Глинской, сначала удалит из опекунского совета Михаила Глинского и Михаила Воронцова, а затем и князя Андрея Старицкого, младшего брата Василия III. Выходит, договариваться нужно с Еленой-узурпаторшой, - посоветует всем австрийский посол.

3. Сон Ивана.

Пусть «неизвестный», преследующий во сне малолетнего наследника, окажется «Христа ради юродивым» Василием Блаженным, тем более, что знакомство Грозного с чудотворцем подтверждает и летописец. Блаженный умер в 1551 году, когда Ивану исполнился 21 год. Прожил Блаженный 81 год, стало быть в годы, приходящиеся на детство Ивана, ему было 65. Грозный часто виделся с Блаженным, даже нес гроб Василия до кладбища Троицкой церкви, что во рву, где и приказал строить Покровский Собор в честь взятия Казани.

Преследуя мальчишку, Юродивый должен выкрикивать пророчества о его будущем. Он грозит государю Страшным Судом, с которого Иван, будучи «зачатым в грехе и блуде», прямиком отправится в «Гиену Огненну». Блаженный такой же значительный образ в картине, как и шут в «Короле Лире».

4. Любовники.

Грозный подсматривает за Еленой и Овчиной. Их ласки пугаю и завораживают мальчика. Наконец, он решается прервать порочную связь с помощью хитрости. Он слезает со стула, берет в руки метлу и, разбежавшись, с криком врывается в комнату: - Мам…Мам! - Мальчик подбегает к кровати, где, набросив на лицо одеяло, спрятался Овчина. Иван лупит непрошенного гостя изо всех сил. - Мамка, проснись!.. Тебя нечистый мучает! Елена оттаскивает сына от кровати. Тот опять бросается к ней. После сцены, описанной Лапшиным, Иван уходит из спальни матери, якобы убедившись, что с ней вся в порядке. А сам вновь заглядывает в окошко, где любовники, обвиняя друг друга, в спешке наводят порядок в опочивальне. Иван ставит ведро перед дверью, сам прячется в тулуп. Овчина гремит ведром, спотыкается о него и бежит из прихожей. Иван выглядывает из-под тулупа. Он улыбается.

5. Уроки Михаила Глинского.

На упрек Глинского в адрес наследника, зачем мол тот подглядывает за девками, Иван должен ответить: - А правда, дядя Михаил, что младенцы, те, что рождены в блуде, не в Рай попадут, а в Пекло, в саму Гиену Огненну?

Иван не развратен, как считает Лапшин. Интерес к обнаженным телам вызван у мальчика его мучительным поиском собственной идентичности. Только и всего.

6. Праздник.

Реплику «день рождения» следует заменить именинами или крестинами.

Реплику «дерьмо в горшке» убрать. Не стоит Грозного превращать в смерда или холопа.

7. Кенарь.

Сцену с кенарем перенести на царское подворье. Боярские дети играют в пятнашки. Смех, крики, кутерьма. Овчина подходит к Ивану - тот ходит по двору, широко раскинув руки с повязкой на глазах. - преграждает мальчику путь. Иван ощупывает его лицо, одежду: - Ты, что ли, Прохор? Овчина смеется. - Васька что ли, Косой? - Овчина взвихрит волосы на лбу Ивана: - Аль не признал? - скажет он с усмешкой и добавит: - Тятя я твой, соколик ты мой ясный, тятя…Иван сорвет повязку с глаз, хмуро посмотрит на Овчину и побежит проч. Князь догонит мальчика, остановит, протянет клетку с кенарем. Сцена с птицей важна только, как попытка фаворита Глинской найти общий язык с мальчиком. Даже, скорее, извиниться перед ним за «жгучую тайну».

8. Страсть.

В следующей сцене Овчина скажет Елене: - Чтобы сыну помочь, на все пойду! - Иван тебе не сын, князь, заруби это себе на носу! - Отрежет Глинская. - А забудешь, скажу, что силком меня взял, супротив воли…Вот наброшу тебе на шею удавку, да другой конец к хвосту мерина приторочу. Пусть потешится, окаянный, потаскает тебя, ирода, по сырой земле. - Мы, княгиня, одной веревочкой с тобой повязаны…Обрубишь - оба пропадем. Овчина идет к выходу, в дверях оборачивается, резко подходит к Елене, с силой притягивает ее к себе и обнимает да так, что, кажется, вот-вот задушит княжну. Елена сопротивляется, бьет кулаками любовника, но, обессилив, поддается его напору.

9. Пленение Старицкого.

Сцена ареста Овчиной Андрея Старицкого не нужна. Три эпизода подряд с одними и теми же персонажами не выносимы. Не следует забывать, что главный герой фильма - Грозный, а не Старицкий. Следует оставить одну из этих сцен, а вслед за ней дать новый эпизод об Иване Грозном.

10. Кулачный бой.

Базарная площадь. Иван в окружении охранников и мамок идет между прилавками с выставленным товаром. Слышит впереди крики и хохот, бежит в гущу зевак, облепивших, огороженный повозками пятачок. Здесь дерутся на смерть. Охранники, спохватившись, не могут найти беглеца по всему рынку. Бой в самом разгаре. Огромный татарин схватился с новгородцем - изворотливым, точно угорь, парнем лет двадцати. К радости толпы парень несколько раз ускользает от увесистых ударов татарина. Взбешенный ордынец выламывает из телеги оглоблю и бьет ею новгородца. Парень падает, точно подкошенный. Татарин ликует, собирает с земли монеты. Недовольные боем посадники расходятся, оставляя у поверженного новгородца одного лишь Ивана. Мальчик достает из кармана тугой кошель и бросает его к ногам юноши.

Кулачный бой должны комментировать иностранные купцы. Они узнают в мальчишке наследника, говорят о нем по-английски: - Смотрите, Иван IV… - Один? Без присмотра? - К чему тратить деньги на охрану монарха, чей политический вес ничтожен? - Едва ли юный царь доживет до своего совершеннолетия… - О, да! Рюриковичи вырождаются, с этим трудно не согласиться…- Говорят, Юрий, брат наследника - глух, как тетерев…- Посмотрите на этого московита: он уродлив, не правда ли?… - К тому же, наследник жесток…- Говорят, он бросает собак и кошек с городских башен, чтобы насладиться их агонией.…- Пресвятая Дева! - Я слышал также, что мальчишка наматывает кишки этих собак себе на руку, а сердца, еще живые, показывает своим дружкам, таким же отъявленным мерзавцам, как и он сам. - Говорят, он блудлив, не смотря на возраст…И ни разу еще не засыпал в постели без мамки, которую ему приводят каждую ночь! - Кто говорит? - Французский посланник…

Все негативное, что узнает зритель об Иване, должно исходить от иноземцев, которым было за что не любить своего патрона, стоит только почитать мемуары Джерома Горсея, Генриха Штадена, барона Герберштейна, Андея Курбского, а также бывших опричников - И.Таубе и Э.Крузе.

На фоне этого разговора, или, говоря точнее, в противовес ему - мы видим милосердие и кротость Ивана (сцена с кошельком и новгородцем).

11. Государственная измена.

В сцене низложения Андрея Старицкого, бывшего главой семибоярщины, важно подчеркнуть, что его навсегда лишили опекунских полномочий над Иваном IV. По сути, это государственный переворот, который руками Овчины Телепнева совершила Елена Глинская.

Лапшин ошибается, присуждая Ивану Шигоне титулом старшего боярина. По свидетельству Р.Г.Скрынникова, самого авторитетного биографа тирана, старшим боярином Думы, или конюшим, Василий III назначил ни Шигону, который был лишь дворецким Великого князя, а Ивана Овчину-Телепнева-Оболенского.

12. Одиночество наследника.

Елена пытается завести с любовником важный разговор, но Овчина и слушать ничего не хочет, да и какой может быть разговор в постели с обнаженной красавицей? Но Глинская настойчиво отстраняет от себя Телепнева. Раздраженный любовник уступает. Он готов слушать: лишь бы речь ее была короткой. Елена извлекает из-под подушки монеты, раскладывает их на груди любовника. На этих монетах она объяснит Овчине суть реформы, которую собралась провести с его помощью.

В истории, о чем никак не упоминает Лапшин, Глинская осталась не только как вторая супруга Великого князя, но и как крупный финансист, сумевший провести сложнейшую денежную реформу в московском государстве.

Краткая историческая справка. В феврале 1535 г. от имени Ивана Васильевича (пятилетнего будущего Грозного) был принят указ о замене старых денег новыми. 20 июня 1535 г. в Новгороде начали чеканить новые монеты, получившие наименование «новгородки». В тоже время в Москве наладили выпуск «московок». Глинская разом вывела из оборота местные валюты, введя в качестве единого платежного средства серебряные «копейки» - новгородки c весовой нормой 0,68 г, «деньги» - московки c весовой нормой 0,34 г и «полушки» с весовой нормой 0,17 грамма. Ррубль = 2 полтины = 10 гривен = 100 Новгородок = 200 денег = 400 полушек. На «новгородцах», чеканившихся в Новгороде и Пскове, был изображен «князь велик на коне имея копье в руце…оттоле прозвашеся деньги копейные». Традиционно всадник с копьем был одним из типов изображений на московских монетах, но на московских «деньгах» после реформы Елены Глинской изображался другой вариант всадника - с саблей, и сами «деньги» получили еще одно название - «сабленицы». В результате реформы были окончательно унифицированы денежные системы ранее экономически мало связанных областей, прежде всего Новгорода и Москвы. Выпуск монет был сконцентрирован в руках государства. И в этом большую роль сыграла Елена Глинская.

Пораженный планами царицы, в которых ему отведена такая важная роль, Овчина пылко обнимет свою госпожу.

Но ласки его прервет детский плач, доносящийся из передней. Глинская, набросив шубу из бурой лисицы, выйдет в прихожую, но там никого: - Ну, что там? - поинтересуется Овчина. - Кошке, видать, лапу защемили…Когда дверь закроется, из-под тулупа выйдет зареванный наследник, побежит в опочивальню, бросится на кровать, станет колотить ее изо всех сил. Неожиданно запоет кенарь. Иван встрепенется, с удивлением подойдет к клетке, снимет с нее чехол. Это тот самый кенарь, которого ему подарил Овчина.

4 СЕРИЯ.

1. Прощание Елены с Овчиной.
- Сына моего береги!
- Ступай, князь, не гневи душу!

2. Кенарь.

С кенарем сцена не нужна. Тема себя исчерпала в финале 3-й серии.

3. Заговор.

Сцена с боярами-отравителями ложная. Современные историки не склонны считать гипотезу об отравлении Глинской доказанной. Версия об убийстве регентши основывалась на книге австрийского посла Герберштейна, где он преподносил этот слух, как «весьма вероятный». В последующих изданиях своих мемуаров Герберштейн изъял из текста упоминание об отравлении. Думаю, смерть матери Грозного нужно показывать не в реалистическом ключе, как это сделал Эйзенштейн, а в мистическом - как «воздаяние за грехи». В конечном итоге, как я уже говорил, смерть на экране интересна не своей физиологической правдой, а тем впечатлением, которое она производит. Пусть это случится так. Иван с Аграфеной и четырьмя дружинниками будут производить покупки на базарной площади. Впереди толпа зевак окружит балаган со скоморохами. Представление в самом разгаре. Иван выскользнет от мамки и прямиком помчится к балагану. На пестром помосте, во главе с Петрушкой, куклы будут разыгрывать сцены из дворцовой жизни. Публика будет хохотать. Кто-то узнает в седовласом старике Василия III, а в молодых - боярина Овчину и Елену Глинскую. Петрушка прочтет куплеты, где речь пойдет о блудливой жене, наставляющей рога своему супругу.

Представление прервут удары нагаек, которыми щедро угостят публику телохранители наследника. Толпа расступится. Иван спрячется в балагане, чтобы избежать встречи с назойливой охраной. Здесь он впервые увидит, что такое площадной театр по ту сторону рампы. Вот актер, держащий над ширмой куклу Глинской, протянет Смерти копейку, чтобы выторговать у старухи жизнь в обмен на монету. Смерть, положив медный грош на зуб, объявит его фальшивым. Взмах косы - и черти унесут в Ад душу царицы, где ее, сидя в котле со смолой, уже поджидает Василий Ш. Глаза Ивана будут раскрыты от удивления.

4. Смерть Глинской.

Глинская в постели. Сцену умирания Елены следует сделать более интимной и человечной. В конце пусть княгиня протянет Ивану ключ от казны, но связку перехватит опекун государя Иван Шуйский. - Глаз с него не спущу, княгиня… а кто руку поганую на казну сию положит, тому головы не сносить… (Именно Шуйского обвинит в казнокрадстве повзрослевший Иван Грозный)

5. Отпевание царицы.

Сцену, когда опоздавший к отпеванию Овчина, прощается с покойной, следует переделать. Все действие перенести из церкви на паперть. Во-первых, это дешевле - за интерьеры в Соборе придется платить, да и с иерархами церкви будет не легко договориться; во-вторых, съемки на монастырском подворье и зрелищнее и богаче в плане драматургии. Все реплики Овчины отдать болтунам и сплетникам. Князь будет молча пробираться сквозь толпу богомольцев к гробу, который привезут на подводе, под проливным дождем, чтобы выставить в Соборе… Толпа расступится, пропуская князя. Овчина упадет на раскисшую от дождя землю, уткнется лицом в руку покойной. Колокола заставят его встрепенуться. Гроб внесут в Храм через центральный вход. На ступенях останутся двое: Овчина и Иван, сын Глинской. Овчина протянет руку к наследнику, но тот, точно дикий зверь, оттолкнет ее и войдет в Храм вместе с богомольцами.

6. Арест Ивана Овчины-Телепнева-Оболенского.

Во время ареста Овчины, Иван должен броситься к немцу на выручку, и на какое-то время оба должны оказаться в объятиях друг друга… - Ванюшка, сын мой, кровинушка моя, - станет горячо обнимать его Телепнев-Оболенский, - Признал таки тятьку, сокол мой ясный, признал таки… - Прощай, дядя Иван…- скажет ему на ухо государь… Бояре оттащат Овчину, выволокут его на двор. Через оконце Иван сможет увидеть, как жестоко станут бить Телепнева, как бросят его бездыханное тело на подводу и повезут под проливным дождем прочь со двора.

После приступа ярости, в порыве которой малолетний государь убивает кенаря, мальчик должен помолиться перед образами, как это он будет делать всякий раз, когда совершит убийство или иное преступление. Грех и скорое покаяние, мерзкий поступок и искреннее раскаяние в содеянном, - вот характерная черта личности Грозного. Здесь, на мой взгляд, следует использовать молитвы, которые сочинил для собственных нужд Иоанн Васильевич.

Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, ко Святому Архангелу Михаилу.

«Господи Иисусе Христе Сыне Божий, Великий Царю безначальный и невидимый и не созданный, седяй на Престоле со Отцем и со Святым Духом, приемля славу от небесных сил, посли архаггела Своего Михаила на помощь рабу Своему Иоанну, изъяти мя из рук враг моих. О великий Михайле архангеле, демоном прогонителю! Господи Иисусе Христе, излей миро, яко благ и человеколюбец, на раба твоего Иоанна, и запрети всем врагом, борющимся со мною. Сотвори их яко овец, и сокруши их яко прах пред лицем ветру. Ныне и присно и во веки веком. Аминь». ( «Царь Иоанн Грозный. Личность и судьба», стр.751, Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, издательство «ДАРЪ», 2005 год.)

7. Унижение.

В сцене, когда Шуйский развалился на кровати Василия III, мальчик-государь должен схватить обидчика за сапог. Шуйский приподнимет ногу, видимо решив, что Иван собирается угодить старику: - Ну…Тяни…Да смотри, щенок, каблук не оторви! Иван же, оскалив рот, прокусит ногу боярина до кости. Шуйский закричит от боли, свалится на пол. Иван же, изловчившись, поставит ногу на живот боярина и скажет с усмешкой: - Что, Ивашка, не сладко спать на царевой кровати? - Да я тебя, щенка…- Молчи, пес! - оборвет его Иван. Он сорвет с шеи боярина веревку с ключом: - Ключ от казны? Шуйский испуганно кивнет. Иван наденет веревку с ключом себе на шею: - Сам деньгу тратить буду! Без вас, казнокрадов! А затем убежит, точно испугавшись, что Шуйский возьмет да и выпорет его.

8. Выход государя к народу.

В сцене, когда наследник в полном царском облачении с державой, скипетром и шапкой Мономаха выйдет к народу, на паперти его должен поджидать Василий Блаженный. Он должен сопровождать государя до его дворца, передразнивая его походку и бросая остроты, ко всеобщему удовольствию публики. - Отдай мне державу сию, отрок…- скажет Юродивый. - Не гоже тебе, цуцику, носить державу сию и скипетр сей…Отдай, бесово отродье! А я тебе, слышь, калач подарю!… Ты мне державу, а я тебе калач! Иван со свитой пройдет в полном молчании, не обращая внимание на голого старика с крестом на шее. - Гляньте, православные, как Овчина-то кобель, постарался…- крикнет ему во след Юродивый. - Ты что мелешь, дурень? - скажет кто-то из толпы. - Государь это, Иоанн Васильевич! - Врешь, баранья твоя башка! - скажет Юродивый. - Не Васькина это цуцик!… Не Васькина!… Калача моего не взял… Сироту круглую обидел…

9. Переодевание.

Когда в царских покоях Ивана начнут раздевать бояре, мальчик неохотно отдаст им державу и скипетр. Когда же регент Шуйский протянет руку за шапкой Мономаха, Иван, точно волчонок, прокусит ему до крови палец. -Ааааааа, - заскулит Шуйский и поднимет палец. - Не балуй! - скажет Ивану второй боярин. - Сымай шапку, щенок! - потребует третий. Бояре окружат мальчика плотным кольцом, но Иван, изловчившись, прошмыгнет мимо них, точно мышь. - Отдай! - будут кричать ему во след бояре. - Сами возьмите! - крикнет Иван и бросится наутек. - Не гневи нас, государь! - Моя шапка! Что хочу, то с ней и сделаю! - Ну зачем она тебе, Ванюша? - Носить буду! Как кесарь Август! - скажет Иван, нахмурив брови. - Господь с тобой! - всплеснет руками боярин. - Шапку сию пожаловал Великому князю киевскому Владимиру Второму император византийский Константин Мономах. - Не хочу твоего византийца! Он империю свою туркам отдал! Сам хочу править, как Прусс, сын Кесаря Августа! - И какая муха его укусила? - усмехнется кто-то. - Та муха, что Ваське юродивому в рот залетела! - скажет Иван со злостью и добавит: - Пороть его, Ваську! Батогами! - Святый Боже! - перекрестится митрополит. - Да язык его, поганый, что мелет без устали, - долой! Бояре упадут на колени перед государем. - Не гневи Господа, чадо!.. Нельзя Блаженного обижать… Грех-то какой… Смирись, государь….Не балуй… Верни шапку-то… -Мгггг! - В ярости топнет ногой Иван и скроется за соседней дверью. Бояре станут стучаться в дверь, запертую на засов, возьмут дружно скамью и в три захода выломают дверь. Шапка будет лежать на полу. В темном углу, уткнувшись лицом в колени, будет сидеть наследник престола.

Мучительные сомнения Грозного в законности своего престолонаследия не покидали его ни на минуту. Не в этом ли кроется причина его самодержавия и независимости, которой, избавившись от опекунов, добивался государь, порывая с земством?

10. О брате Грозного.

Все, что говорится в сцене о глухонемом Георгии, лишнее.

11. Живодер ли?

Эпизод с собакой, которую бросает с башни Иван Грозный, выкинуть. Эту сплетню я уже предложил вставить в уста английским купцам, имевшим зуб на московита. Этот факт, даже если бы он имел место, делает из Ивана идиота. Жестокость Грозного, как я уже говорил, была вызвана аффектами, а вовсе не холодным и садистским расчетом, как это показывает Лапшин. Образ Грозного нельзя разрушать. Последующая сцена разговора Ивана с Бельским - мелким эпизодическим персонажем - и вовсе не нужна. К тому же это пустая трата экранного времени.

12. Суд над Иваном Шуйским.

В финале сцены один из бояр должен сказать: - Ладно…Дадим ему воеводство во Владимире…- А кто же опекать малого государя будет? - спросит другой. - Бельского поставим…- ответит третий. - Так в ссылке жь Бельский… - Великий князь опалы на него не держит. - скажет первый. - Посему при дворе своем видеть пожелал…Входит Бельский. Кланяется в пояс боярам. Те кивают в ответ. - А вот и он…- скажет первый. - Спасибо, князь, что зла на нас не держишь. Прими под свою сень чадо богоизбранное. Стань ему отцом, учи правде… А ты, пес (смотрит в сторону Шуйского), беги с глаз долой! Да Бога за нас грешных моли, что отпустили тебя, поганца, с головой на плечах… Шуйский низко поклонится боярам и выйдет из палаты.

13. Освобождение Старицкого.

Сцена «вызволения» Владимира Старицкого из темницы не нужна. Факт сомнительный и к драматургии фильма отношения не имеет.

14. Дума.

После сцены в Думе дать сон Ивана и взятие под стражу митрополита Иоасафа. Распятие - подходящее более для католической церкви - заменить святыми иконами.

15. Убийство Бельского.

Убийство Бельского - второстепенного персонажа - не показывать вовсе. Вместо этого дать сцену в немецкой слободе, где о возвращении к власти Ивана Шуйского будут говорить послы Великого княжества Литовского, Швеции и Польши. Они и подведут итог событиям малолетства Ивана. Здесь должны прозвучать фамилии заговорщиков, которых Грозный позднее велит вписать между строк летописцу. А именно: боярина и дворецкого князя Ивана Кубенского-Ярославского, его брата боярина Михаила, князя Дмитрия Палецкого-Стародубского и казначея Ивана Третьякова-Головина. Из разговора должно быть ясно, что послы хорошо осведомлены и о судьбе Бельского, которого сослали в тюрьму на Белоозеро, где и умертвили…

- А где же государь? - спросит шведский посол. - Бежал из Москвы! - ответит литовец. - Бежал или убит? - улыбнется поляк и добавит: - Шуйские принцы крови…Смерть Ивана им на руку. Только вот кто убийца: Иван Шуйский, или Андрей?

16. Монастырь в Калязине.

Ночной переполох. Неожиданно в монастырь на молебен приехал со свитой государь-отрок. Заперся в кельи старца, поклоны бьет. У кельи стоит монах, никого не впускает. Серию следует закончить молитвой, которую прочтет мальчик Иван перед иконой Вседержителя.

Юрий КУЗИН

«ИВАН ГРОЗНЫЙ - БАСТАРД НА ТРОНЕ» Режиссерская экспликация 16-серийного художественного фильма по сценарию Александра Лапшина «Иван Грозный»


Серии 1-2

Серии 5-6

livejournal

"Столыпин" альбом

На главную



Hosted by uCoz