«Левша» Юрия Кузина: лучшие публикации о Каннском лауреате

"АДВОКАТ ДЬЯВОЛА" - ГАЗЕТА "ИЗВЕСТИЯ" 6 МАЯ 1999 ГОДА

«АДВОКАТ ДЬЯВОЛА»

Российский режиссер дебютирует во французском Канне с фильмом на немецком языке.

«Левша» уже получил вторую премию на конкурсе «Святая Анна» в России, а его появление в Канне сообщит фестивалю весьма любопытную интригу. Как известно, в день открытия здесь пойдет «Сибирский цирюльник» Михалкова, снятый наполовину по-английски. В конкурсе -«Молох» Сокурова о Гитлере, снятый на немецком. «Der Linkshander» («Левша») Кузина тоже на немецком и тоже о Гитлере. Автор пытается понять природу «чрева, которое вынашивало гада». Знаковых совпадений слишком много, чтобы они остались незамеченными. Будет много охотников поспорить насчет удивительного кинематографа, который не может найти общий язык уже и с собственной страной, И поразмышлять о том, почему тема фашизма стала для России столь актуальной.
Автор «Левши» разгадку таны Гитлера ищет вслед за многими исследователями в его комплексах. Непорочное дитя Адольф – чистый лист бумаги. Первое в его жизни насилие – потуги наставников приучить левшу писать правой. Дрессура ожесточает, провоцирует насилие ответное. Процесс дан пунктирно, но наглядно: меняется взгляд мальчика, чувство вины трансформируется в агрессивность затравленного волчонка. Как в любой вгиковской работе, автор хочет в каждом кадре сказать все – и по максимуму. Спрессовать в малом многое – слишком многое для нормального восприятия. Но это скорее достоинство, чем недостаток. Человеку есть что сказать, и он умеет говорить языком кино. Здесь очевидны серьезная кинематографическая эрудиция и продолжение традиций того кино, где кадр словно нарисован художником и только потом воплощен в плоть, свет и звук. Есть зрелое отношение к миру как к объекту исследования. Умение почувствовать зреющую в обществе проблему. Метафоричность, многослойность, интеллектуальная насыщенность изображения. Немногие студенческие работы нынешник корифеев кино были заявкой столь обещающей, и я надеюсь, что у Юрия Кузина хорошее будущее. Номинант Канна – уроженец Львова. Начал с Ярославского театрального, хотел стать актером. Но приехал Андрей Тарковский. Кузин пробился к нему в гостиницу «Медведь», где и решилась его судьба. Он стал фаном киногения, в дальнейшем принял участие в создании общества его имени и написал сценарий о паломничестве по местам сьемок «Сталкера», «Рублева» и «Зеркала». Потом попытался организовать телемарафон памяти Тарковского, даже привлек к участию в нем Эдисона Денисова, Софью Губайдуллину и Эрнста Неизвестного, но проект обрушился из-за отсутствия денег. Способного парня вычислил Роман Виктюк, предложил написать сценарий «Венера в мехах» по Захер-Мазоху. Кузин написал комедию и даже получил гонорар, на который жил весь следующий год. Но и этот проект обрушился, а Захер-Мазох потом аукнется в идее «Левши». 12 лет штурмовал ВГИК – не брали. Менял профессии, тушил пожары во Львове, пока кинофанатика не заметил Владимир Хотиненко. Но Кузин был теперь иностранцем – подданным Украины. А ВГИК иностранцами латает свой бюджет, и потому потребовал доллары. Кузин торговал водкой в палатке на Петровке и на заработанное учился два года. Нашел в одной из стен вгиковской аудитории нишу, построил там «гробик». И в нем жил-плыл по морям знаний, как Гвидон в бочке. Выбить дно и выйти вон в положенный срок не дали – тарифы ВГИКа росли, палатка на Петровке за ними не поспевала. Кузин из ВГИКа ушел. Но начало было положено. Еще на втором курсе снял фильм «Кавалер розг» - о Захер-Мазохе. Картину увидел поляк Занусси, пригласил на стажировку к Вайде, и Кузин месяц учился в Кракове у великого режиссера. Что не помешало ему оказаться на улице. «Я понял, что остается один выход – снять новую картину. Написал сценарий и предложил его ВГИКу в качестве учебной работы студента-оператора Артака Игитяна. Только так можно было получить финансирование. ВГМК согласился. Прямо в комнате, где я жил, мы построили квартиру Алоиза, отца Гитлера. Воспроизвели немецкий стиль «бидермайер» с его скупостью и помпезной пустотой. В роли Алоиза уговорили сниматься Евгения Киндинова. Нашли австрийских актеров, которые озвучили картину на диалекте. Чтобы снимать, понемногу продавал небольшую библиотеку, которую успел собрать. Проглочу ночью книгу – и продам. Расчет был прост – все для фильма, все для победы». Фильм отобрали на фестиваль в Берлин. Потом раздумали, отказались и от Кузина, и от Сокурова – напоминать Гитлере сочли несвоевременным. Но связка двух российских лент о наци уже возникла. Кузин объясняет совпадение просто: над Россией нависло облако фашизма, и если оба автора это почувствовали, то виной тому история. Фильм, как и ожидалось, сыграл в судьбе Кузина свою роль. Встал вопрос о восстановлении во ВГИКе. Пока в Союзе кинематографистов изучают вопрос об оплате учебы, Кузин уже предложил ВГИКу полнометражную картину по давнему сценарию Геннадия Шпаликова «Причал», и студия Хотиненко «Рой» приняла ее к производству. А компания «НТВ-профит» заинтересовалась идеей комедии о том, как хотели, но не сумели встретиться Толстой и Достоевский («факт реальный – обстоятельства вымышленные»). Каннский же фильм, сделан под впечатлением размышлений Эриха Фрома об истоках деструктивности Гитлера. «Он разрушал города, как архитектор строит, - по плану». Кузин не клеймить зло хочет, а его выслушать. «Мы потому перед злом бессильны, что нас не интересуют его аргументы. В этом смысле задача художника – стать адвокатом дьявола». Пытаясь защитить зло, он покажет его вторую, скрытую сторону, и тогда появится шанс понять его путь и судьбу. Разгадав причины таинственной способности зла снова и снова возрождаться, в новое время и в новом месте.

Валерий КИЧИН

«ЛЕВША» ЕДЕТ В КАННЫ» - "СК-НОВОСТИ" №9 (16) 24.05.1999 ГОД

ВГИК: «Путь к экрану»

«ЛЕВША» ЕДЕТ В КАННЫ»

В Большом зале Центрального Дома кинематографистов 21 апреля состоялась премьера студенческого фильма «Левша». Это дипломная работа режиссера Юрия Кузина (мастерская В.И.Хотиненко). Время действия в картине – начало нашего века; главный герой – мальчик из маленького городка Линц на границе Австрии и Баварии. Юный каллиграф – левша, что не устраивает его отца. Мальчика переучивают писать правой рукой. В результате жестокого эксперимента Адольф Шикльгрубер подписывается отныне фамилией – матери: «Гитлер».
«Дьявол рождается из пены на устах ангела», - цитируя Бердяева, комментирует свой замысел Юрий Кузин, пытавшийся показать, что тирана может породить любая страна, любое общество. По словам режиссера, зло не высказано, нас устраивает его косноязычие, нас не интересуют его аргументы. Поэтому мы так бессильны перед ним. Задача художника – стать адвокатом дьявола. Двадцатиминутную черно-белую картину режиссер снял в рекордно короткие сроки. Он сознательно воспроизвел стиль гитлеровской компании «УФА», а фильм озвучил на немецком языке с австрийским диалектом. В музыке Верди из «Навухо» заявлена тема родины, что не случайно. Фашизм изначально включал в себя такие понятия как «дом», «очаг», «материнство». Кстати, Верди – итальянский композитор, а родина фашизма, как известно, - Италия. Отца маленького Адольфа сыграл Евгений Киндинов. Эта первая роль актера после десятилетнего перерыва показала, что он находится в отличной творческой форме.Дипломную работу «Левша» можно смело назвать художественным фильмом, хотя и короткометражным. Перед нами рассказ о судьбе личности, воспитанной в тоталитарной среде.
Впервые за последние годы во ВГИКЕ была проведена настоящая премьера студийной работы – с афишей, буклетами; в актовом зале – все на уровне мировой практики. Гостей набралось предостаточно. На просмотр прибыли представители «ОРТ», китайского ТВ, немецкого ТВ «ДФА», посольские работники. Открытый показ принес свои результаты - Юрия Кузина заметили. В мае «Левша» будет представлять Россию в конкурсе короткометражных фильмов в Каннах.
Людмила ШАМБОВА

"ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК ГИТЛЕР"

Его звали НИКИТА

Одним из самых запоминающихся мгновений весны 99 стало появление в Москве маленького и благообразного Гитлера. Его продемонстрировал публике загадочный человек по имени Юрий Кузин. До встречи с фюрером он успел послужить в войсках ПВО, где отслеживал американские военные самолеты, поработать пожарным, поиграть в драматическом театре и сделать двенадцать попыток поступить во ВГИК, среди которых только последняя оказалась удачной. Снял короткометражку про своего экстравагантного земляка, карпатского певца сексуальных перверсий Мазоха, а через некоторое время был благополучно отчислен из института, поскольку не мог оплачивать свое обучение. Гражданину Украины, бывшему студенту, у которого в Москве не было ни близких, ни средств к существованию, оставалось разве что повеситься, или пришить какую-нибудь процентщицу, как Раскольников. Но вместо этого Кузин нашел Гитлера. И устроил скандал, хотя этот тридцатилетний интеллектуал меньше всего напоминает профессионального скандалиста. Его новую короткометражку «Левша» о детстве Гитлера, пронизанном родительским насилием, издевательствами педагогов и навязчивыми фобиями, наотрез отказался брать в конкурс Берлинский фестиваль. Все предсказывали этой ленте первую премию на недавней «Святой Анне», но главную награду ей присудить не решились. Официальную премьеру картины в Доме кино назначили на 20 апреля, но потом спохватились и перенесли на 21-е, чтобы показ не совпал с юбилеем главного чудовища ХХ века и не был расценен как мемориальная акция.
- В Берлине мой фильм восприняли как антигерманский, - рассказывает Кузин. – В моей картине показана обычная семья с ее строжайшим распорядком, педантизмом. И в ней симпатичный ребенок становится Гитлером. Я понимаю, что это «неудобная мысль, но у меня есть твердое убеждение, что древние нации, в частности арийские, на протяжении своей истории периодически репродуцируют насилие, причем бессознательно, - это их генетическая программа. Поэтому Гитлер и у нас, и в цивилизованном мире – не миф, а вполне актуальная фигура.
- О вас говорят как о человеке, локтями пробивающем дорогу к успеху, чувствующем конъюнктуру, самовлюбленном и даже нахальном.
- Знаю. Так о любом говорят, кто сумел начать с нуля и чего-то добился. Да, я чудом удержался в кино, сейчас мой «Левша» поедет в Канны. Разве это не награда за долготерпение? Я гнул свою линию, когда мне никто не верил, считали меня сумасшедшим. Да, меня вышибли из ВГИКа, но у меня есть друг Артак Игитян – он и мой оператор, и мой продюсер. Он мне оплатил значительную часть расходов на фильм. И теперь я единственный в истории института студент, который после отчисления снял свой фильм, чтобы отправиться на фестиваль класса «А». Во ВГИКе теперь не знают, что придумать, чтобы меня аккуратно вернуть. - Многих покоробило, что в фильме вы воспользовались физическим изъяном актера Евгения Киндинова и крупным планом показали его больные руки. Это ведь очень жестоко.
- На роль Алоиза, отца Гитлера, мне нужен был человек, который производит впечатление такого…раздавленного, что ли. И когда я увидел Киндинова, когда понял, что жизнь сделала с этим героем-любовником советского экрана, я не удержался и прямо сказал ему: «Вот таким я и хочу Вас снять. И прежде всего Ваши руки». Он двенадцать лет не снимался, готов был ждать от меня чего угодно: лести, лукавства, заигрывания. Но не такой открытости, конечно. Киндинов удивился страшно. Но работать согласился. - А мальчика, который сыграл Гитлера, вам родители тоже отдали без истерик?
- Этот смышленый мальчуган – школьник Никита Моряков, ему семь лет всего, он из очень интеллигентной семьи. Папа и мама просто передали мне его «на растерзание» и две недели даже не интересовались особенно, что там с их сыном творится. Замечательные люди. А Никита, несмотря на свой возраст, удивительно начитан, он вполне осведомлен и о Гитлере, и о фашизме, и прекрасно осознавал, кого играет. Его это не пугало. Ему безумно нравилось кататься по коридорам ВГИКа на операторской тележке, он за это готов был работать часами. Видите, ребенку совсем чуть-чуть надо для счастья. А потом ребенок вырастает, становится каким-нибудь Гитлером и ему уже целого мира мало.

Арсений СУХОВЕРХОВ


Газета «Культура»
Октябрь-ноябрь 1999 г.

«УЧИТЬСЯ ВО ВГИКЕ ОСОБОЕ ЧУВСТВО»

Х1Х Международный фестиваль ВГИКа 1999

То количество индивидуальных энергий, которые были вложены в каждую картину, в скором времени сможет создать прилив новых идей в кино. Тем сложнее для нас было выбрать лидера среди претендентов на приз за режиссуру. В круг дискуссий попали фильмы Саши ота «Пугало», Артема Михалкова и Ильи Хржановского «Остановка», Анастаса Харалампидиса «Не упустите убийцу». Мы пришли к выводу, что картина Юры Кузина «Левша», которая получила уже много призов, по режиссерской и операторской сделанности, по работе с актером, по выбору типажей, по ритмическим и монтажным структурам наиболее профессиональна.

Андрей ЭШПАЙ

Юрий Кузин, частенько несправедливо обвиняемый в деконструктивистских и антиморальных тенденциях, получил очередной приз. «Для меня призы – это якоря, сдерживающие ход шхуны» - откровенно говорит режиссер, лауреат Каннского фестиваля. -Ваш фильм «Левша» снят во вгиковских традициях? – задаю вопрос Ю.Кузину.
-Не могу понять, в чем состоят эти традиции. Если говорить об академическом воспитании и традициях преподавания, заложенных Сергеем Эйзенштейном еще полвека назад, то я принадлежу к другой системе. Наш мастер Владимир Хотиненко разработал уникальный способ обучения. Студент должен непосредственно реагировать на кино и повторять все стадии развития кинематографа в своих этюдах. «Левша» - учебная работа, выполненная в классической традиции 60-70-х годов. Это видно по монтажу, визуальным эффектам, заостренности характеров, особым ракурсам съемки.

Дмитрий БОРИСЕНКО



«Одной Левой»

Российскими политиками не с руки быть левшами

…Чем может закончиться переучивание, показал в 1999 году режиссер Юрий Кузин в фильме «Левша». Герой фильма – юный Адольф Гитлер, которого тиран-учитель заставляет писать правой рукой. «Леворукий Гитлер пишет свое имя «Адольф Шикль-грубер», а переученный праворукий мальчик ставит закорючку «Адольф Гитлер», - сказал режиссер, каннский лауреат…
Отдел политики


«Независимая газета»
28.09.1999 года

«Пятнадцать человек на сундук мертвеца»
Впервые в видео-прокате представлено короткометражное кино

В сентябре в свет вышли две видеокассеты с общим названием «Киновый век (короткометражный метр)». Этот сборник, подготовленный ВГИКом и студией «Союз-видео», состоит из 17 короткометражных студенческих фильмов. И, к сожалению, они – лучшее, что было снято в стенах кинематографического института за последние годы. Несмотря на многократно напечатанный на обложке логотип студии «Союз», рекламу в метро и даже наклейки, подтверждающие лазерное качество студенческих фильмов, тяжело верится в коммерческих успех сборника. Сей эксперимент рассчитан только на тех, кто прямо или косвенно связан с ВГИКом и тусовкой, его окружающей. Никто из посторонних просто не в состоянии получить большое удовольствие от просмотра – редкие в наш век свежесть и мысль, обнаруженные лишь в двух лентах, полностью подавляются беспросветностью остальных 15-ти фильмов, смотреть которые, не напрягаясь, невозможно. Более всего гнетет стремление молодых кинематографистов повторять все подряд за более опытными и старшими коллегами. Отчего кажется, что студентами во ВГИКе становятся, как правило, пенсионеры. Если 50 лет назад цветной пленки не было, то сегодня ее уже изобрели, и непонятно, почему 12 из 17 лент черно-белые. Дань моде? Как молодой режиссер передает ощущение одиночества своего героя? Так же, как и 20 лет назад: ставит его около окна в темном подъезде и снимает против света. И, конечно, присутствует неизменный со времен великой пустоты «синдром вгиковца»: если в фильме присутствует чаепитие, то каждый глоток, каждая чашка обязательно предстанут перед зрителем крупным планом, каждое мимолетное действие будет показано целиком, от начала и до конца. Эти подробности выражают такую беспредельность концентрации героев на чае, что ни один зритель не обратит внимания на непринужденную беседу в кадре. Отличительная черта «престарелого» кино – это замедленный монотонный ритм бытия. Что поделать, в институте учат, когда нужен общий, когда крупный план, какое время отводится на каждый из них, сколько секунд должна тянуться панорама и с какой скоростью, а они зубрят и повторяют точь-в-точь. Лучшим по качеству (из таких) можно назвать фильм «Пикник» (но тут важно решить: режиссура – это профессия или все же искусство? Хотя автор и ссылается на «Белого Бима», но ничего, кроме подражания и попытки сделать кино на том же уровне, за этим не стоит, хотя смотрится фильм органично и не натянуто).Существует и другая крайность. Например, «Изысканный жест» Ульяны Шилкиной, сделанный в духе рекламы «МММ» с примесью дешевой клоунады; «Лифт» Александра Котта, в котором поселился злой дух заставок «МТV», - это вторично по другому, ведь следуют они не за предшественниками, а за современниками, но только попавшими на телевидение. Социально озабоченный «Герой» Павла Бардина (выступившего в качестве исполнительного продюсера сборника) с очень модной среди подростков бейсбольной битой, «Ангел» Василия Фенина про наркомана, опять с той же самой битой, - все это, безусловно, эстетика молодежной культуры, но той ее части, которая насаждается разного рода музыкальными каналами, придуманной взрослыми для детей. Основана эстетика на поверхностном представлении об уличной жизни, как правило, из американских фильмов. Рассчитана на подростков из благополучных семей. И выглядит как вопиющий дилетантизм режиссера, которому лень узнать своих героев в лицо, их среду, «фольклор»…
Создается впечатление, что во ВГИКе учат использовать по возможности старые, проверенные штампы, а не придумывать новые выразительные средства кино. Иначе трудно понять бесконечное стремление к подражанию и повторению. Один из двух лучших фильмов в сборнике –«Фотограф» Александра Кота выделяется тем, что режиссер не старался во что бы то ни стало цитировать собратьев по кинокамере, но творил спокойно и органично, ничего особенно не изобретая на ходу. Намного сложнее задачу поставил перед собой Юрий Кузин – создатель «Левши». Его история рассказывает о мальчике, жившем на рубеже Х1Х-ХХ веков в Германии, которого наказаниями и мучениями заставляли писать правой рукой. В конце концов выясняется, что это маленький Гитлер. Главное достоинство «Левши» в том, что он по-настоящему самобытен. Кроме того, вполне достоверно смотрятся время и место действия. Но что характерно: «Левша» был снят как раз тогда, когда Кузин «поссорился» со своей мастерской и был отчислен из института кинематографии. Во всяком случае, если на каждых простых смертных приходится еще два таланта, то у человечества не все еще потеряно. Следует отметить, что составители сборника догадывались о том, что среди выбранных ими режиссеров есть два одаренных, и они выделили этих двоих – «Фотограф» стоит первым на первой кассете, а «Левша» - последним на второй.

Данила ВОЗИМЕР

Однако, у фильма оказалось и много противников. Своей мишенью они выбрали Юрия Кузина - режиссера картины. Пытаясь разобраться в причинах такой неприязни, автору пришлось даже написать статью "Я снимал фильм о Дьяволе, а встречал одних мелких бесов (Кто устроил шабаш "Вокруг "Левши"? Чтобы познакомиться с иной точкой зрения на фильм, нажмите ссылку "Ночной полет".


Ночной полет

Мой фильм о детстве Гитлера

Мастерская

На сайт "Левши"

На главную



Hosted by uCoz