Аnti-Dogme 2010
Мастерская "Зачистка" "Столыпин" альбом Мысли Форум Столыпин-итоги Мой фильм о детстве Гитлера На главную

Режиссер Юрий Кузин

Шок, который вызовет "Любовь над пропастью во ржи", настолько не управляем и не предсказуем, что мне, как режиссеру и продюсеру данного проекта, понадобилось написать этот анти-манифест. О чем он? Наверное, о смерти кино – ни о чем другом, очевидно, писать и не стоит...


АNTI-DOGME


1. Никогда не манифестировать: кино не нуждается в апологиях и апориях с тех пор, как утратило репродуктивную функцию… Кино бесплодно, и этот факт стоит признать…

2. Никогда не пользоваться камерой и микрофоном: воображение – вот аппарат Пате, мысль и память – вот пленка Кодак, собеседник - вот идеальный зритель. Кино будущего не технологично.

3. Никогда не говорить о времени в кино: фильм, если он тактилен, заставляет нас ощупывать мир, пробовать его на зуб, чувствовать кожей его вибрацию. Отсюда «складка» Делеза, отсюда гобелен – кино, которое оцарапывает глаз, вместо того, чтобы дарить ему наслаждение…

Юрий КУЗИН


DOGME`95

Project DOGME`95 is one of the major events in European cinema of the end of this century. It is alternative to all basic principles of postmodernism and offers filmmakers, burdened with the weight of experience and tired of all the refinements, to make a refreshing “Vow of Chastity”.

The Vow was signed by a famous Danish director Lars von Trier, and his younger companion Thomas Vinterberg. The manifesto declares the following set of rules:
1. no props or sets,
2. sound recorded together with the image,
3. hand-held camera only,
4. the unity of time and place,
5. non-acceptance of superficial action and other genre “gadgets”,
6. deny the cult of director: the director must not be credited.

The first film made in the framework of DOGME project that evoked a scandal, was “The Idiots” by Lars von Trier. The second one that arouse an even stronger world –wide response, was “The Celebration” by Thomas Vinterberg. And the third one – “Mifune” by Soren Cragh-Jacobsen. The concept of DOGME found its followers not only in Denmark itself, but also in France and the USA. The classic American avant-garde Paul Morrissey and as far as we know one of the presently popular Hollywood directors Mike Figgis have expressed their wish to join in the DOGME project.



Юрий КУЗИН

Режиссура, как Каббала…


Режиссура, если понимать ее, как мимесис, или, говоря проще - подражание, на чем настаивала лево-радикальная критика, начиная от Беллы Балаша, Поля де Мана и Жака Даррида - пустой звук, фикция… В моем понимании ремесло это сродни делу философии, или, если угодно, алхимии, если рассматривать эту профессию в категориях каббалистики, а не герменевтики. Само истолкование режиссуры: как в эстетике структурализма, так и постмодерна - не внесло ясности в существо вопроса. Те, кто пишут о кино, не касаются в своем анализе его чувственно-иррациональной природы, которая сопоставима с «темными местами» у отцов церкви или фигурой умолчания в языке. Семиотический подход, относящийся к любому тексту, как к могильной плите автора, отрицает за режиссерами право на творчество. Но без Логоса, без Демиургии, в том значении этого слова, которое придавал ему поздний Платон, развивая свое учение об идеях - режиссура мертва.


1. Кетер

Итак, Кетер, или Корона, - первая Сефира. Как Первопричина, или Демиург, она еще называется в «Зогаре» Макропрозопом, или Большим Ликом... Кетер соответствует белый цвет, в картах Таро - четыре Туза, а в «Сефер Йецира» она именуется «Превосходным, или Сокрытым, Разумом». И хотя толкователи Торы считали Кетер монадой, корнем всех вещей, неделимым духовным основанием, ни о какой феноменологической редукции речь, разумеется, не шла. Все толкования Кетер, за редкими исключениями, спекулятивны, как, впрочем, и все попытки концептуализации кино, начиная от «Киногении» Луи Делюка.

Кетер - соотносится с фильмами братьев Люмьер «Прибытие поезда» и «Кормление ребенка».


2. Хокма

Поток, исходящий от Кетер, первозданный разум - это Хокма, вторая Сефира; бездна - Великая Мать, или Бина - третья; а семь каналов связи - семь нижних Сефирот. Всего каббалисты насчитывают десять Сефирот, пронизывающих миры Божественными энергиями, поскольку для них 10 совершенное число, включающее все арабские цифры без повторений (10 лучших фильмов всех времен и народов). Хокма - Мудрость, Отец. Ей соответствует Тахути, или Тот - бог письменности, учености и магии. Хокма - Дух или Пуруша индийской философии санкхья. При всем богатстве значений, Хокма, как часть древа Жизни, непроницаема, как сама Жизнь… Талмудисты, включая и Лайтмана, так и не сумели подступиться к этой категории, как, впрочем, и весь русский Космизм: начиная от Владимира Соловьева, выдвинувшего учение о Софии, как божественной Премудрости, и заканчивая Сергеем Хоружим, физиком теоретиком, успевшим, как перевести «Улисса», так и написать пространные богословские труды об Исихазме. Впросак, однако, попали и приверженцы «Всеединства», включая и тех, кто, вслед за Пригожиным, пытался придать этой философии респектабельный вид с помощью терминов Синергетики, как науки об «умном хаосе».

Хокма - первые немые ленты с говорящими в кадре актерами. Здесь важны не сами титры, задача которых, как это ни парадоксально звучит - затуманить смысл происходящего на экране - а то, что говорят эти губы, о чем они лепечут, будь то: скривленный в отчаянном крике рот молодой еврейки, на руках у которой погиб ребенок, раненый казаками на Одесской лестнице, или красноречивый, запрокинутый к небу взгляд полубезумной Жанны из «Страстей» Дрейера. Тот, кто первым «разговорит» этот Немой, на первый взгляд, Кинематограф, поймет, о чем предупреждали режиссеры первых дней Творения. Поймет, чтобы ужаснуться…


3. Бина

Из Хокмы возникает Бина (Ум), третья Сефира, негативная, женская и пассивная. Само число три переводится как «Понимание». В «Каббале» Исаака Майера говорится, что материя похожа на молодку, которая поджидает своего суженого, чтобы утолить голод страсти. Цвет Бина - черный, поскольку она негативна и восприимчива ко всему. Ее символ голубка, высиживающая птенцов, истинная Шехина, или Святой Дух. Все потуги каббалистов проникнуть в смысл Бина завершились ничем. Ни медитации, ни аскеза, ни праведность - ни что не помогло. Бина, как «вещь в себе», улетучивается, стоит к ней «прикоснуться».

Бина - первые звуковые фильмы. То, что сокрыто за многословием. Болтливое французское кино 40-х… Суровые опыты Синдо, растворенный в ритме танго «Бал» Этторе Скола… Кетер, Хокма и Бина - плод воображения и не более чем, если, разумеется, понимать под когнитивистикой науку о мышлении, и не замечать иных аспектов ментального мира: его демонизма, его алчности…Об этом предупреждал Тарковский в своих снах наяву, когда, говоря об Аде, видел языки его пламени повсюду, включая и себя самого.



Hosted by uCoz